Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

Ежегодно 3 декабря в мире отмечается Международный день инвалидов (International Day of Disabled Persons).
В Москве проживает более 1 миллиона человек с инвалидностью, из них около 44 тысяч — дети.
Город оказывает бесплатную комплексную помощь людям с разными формами инвалидности:
ежегодно внедряются новые методики реабилитации, образования, трудовой и социальной деятельности.

В декабре ГБУЗ «ДИКБ №6 ДЗМ» проводит акцию информационно-просветительской поддержки людей
с ограниченными возможностями здоровья.



1. Какие возможности образования существуют для детей с ОВЗ?

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут обучаться в любой образовательной организации города Москвы по выбору семьи с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:

  • реализацию адаптированных образовательных программ;
  • вариативный набор программ дополнительного образования;
  • организацию доступной среды;
  • предоставление специальных учебников;
  • организацию услуг специалистов (психологов, дефектологов, тьюторов, ассистентов);
  • оказание коррекционной помощи.

2. Что нужно, чтобы ребенок получил право на специальные условия обучения?

Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях Москвы необходимо получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).
На основании заключения ЦПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

3. Какие документы нужны для обследования?

Для проведения психолого-педагогического обследования в ЦПМПК понадобятся:

  • заявление или согласие родителя или законного представителя ребенка на проведение психолого-педагогического обследования в ЦПМПК города Москвы;
  • свидетельство о рождении ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для детей старше 14 лет — паспорт (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • паспорт родителя или законного представителя (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • документ, подтверждающий полномочия по представлению интересов ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендации по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), индивидуальная программа реабилитации или абилитации (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся образовательных организаций — характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (оригинал);
    письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (оригинал).

*** Форму медицинского заключения можно посмотреть в приказе Департамента здравоохранения города Москвы от 1 апреля 2013 года № 297 «О совершенствовании порядка выдачи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы медицинских заключений о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья» (см. приложение № 3). Там же, на страницах 2‒4, есть список медицинских организаций, которые выдают эти заключения (см. приложение № 1).

Для организации специальных условий государственной итоговой аттестации (ГИА) также представляются:

  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче ГИА в текущем учебном году (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро МСЭ, ИПРА (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся на дому — приказы о переводе обучающегося на обучение на дому (копии, заверенные руководителем образовательной организации).

4. Как записаться на обследование?

Запишитесь для проведения обследования в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы (ЦПМПК) на mos.ru .

Прием в ЦПМПК осуществляется по адресам:

  • улица Долгоруковская, дом 5 (вход со стороны улицы Фадеева, дома 2);
  • 2-й Верхний Михайловский проезд, дом 9а;
  • улица Бехтерева, дом 19;
  • город Зеленоград, корпус 1128.
    • По результатам обследования вы получите оригинал заключения ЦПМПК, который нужно представить в образовательную организацию для получения специальных условий обучения и воспитания.

      Подробнее узнать о работе ЦПМПК можно на сайте Московского центра качества образования. Консультации специалистов ЦПМПК можно получить по многоканальному телефону: 8 (499) 322-34-30.

      5. Что делать, если специальные условия обучения не нужны, но нужна психологическая помощь?

      Если вашему ребенку необходима психолого-педагогическая или социальная помощь, если ребенок столкнулся с трудностями в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, вы можете обратиться в Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы.

      Отделения центра расположены в территориальной доступности в каждом округе города.
      Кроме того, необходимую психолого-педагогическую помощь можно получить на базе любой образовательной организации, обратившись к специалистам школьной психологической службы.
      Ссылка на сайт


      В столице работает 8 реабилитационно-образовательных центров, где дети и подростки с разными формами инвалидности проходят не только общую образовательную программу,
      но и реабилитацию.

      Главная задача всех реабилитационно-образовательных центров – помочь детям с инвалидностью сформироваться как личность и развить полезные качества для полноценной жизни в обществе. Для этого в учреждениях разрабатывают индивидуальные образовательные и реабилитационные маршруты для каждого ученика и составляют специализированные учебные пособия и программы.

      В центрах применяют инновационные подходы и новое высокотехнологичное оборудование как для реабилитации, так и для образовательного процесса. Сотрудники центров – высокопрофессиональные специалисты: учителя, врачи, психологи, педагоги, логопеды-дефектологи. Тем не менее каждое учреждение уникально и имеет особую специфику.

      Реабилитационно-образовательные центры:

      Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых
      Территориально: станция метро Алексеевская
      Профиль: глубокие нарушения зрения
      Ссылка на сайт

      Центр реабилитации и образования № 4
      Территориально: Быково, Раменский район.
      Профиль: обучение и реабилитация детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, а также сопутствующими заболеваниями эндокринной системы, болезнями органов дыхания (бронхиальная астма I степень), костно-мышечной системы и соединительной ткани (ДЦП без коррекции), последствиями травм опорно-двигательного аппарата (сколиозы и кифосколиозы) в возрасте от 6,5 до 16 лет.
      Ссылка на сайт

      Центр реабилитации и образования № 7
      Территориально: Московская область, Истринский район, поселок Гидроузла им. Куйбышева
      Профиль:
      — заболевания, внутренних органов и систем вне обострений, в состоянии компенсации, ремиссии;
      — заболевания опорно-двигательного аппарата;
      — заболевания органов чувств, при отсутствии у ребёнка поведенческих нарушений, снижения интеллекта;
      — состояния после травм и хирургического лечения в период компенсации физиологических функций, не требующие стационарной медицинской помощи.
      Ссылка на сайт

      Реабилитационная школа-интернат № 32
      Территориально: станция метро Бунинская аллея
      Профиль:
      — заболевания крови;
      — заболевания эндокринной системы.
      Ссылка на сайт

      Комплексный реабилитационно-образовательный центр
      Территориально: станция метро Рассказовка
      Профиль:
      — нарушения опорно-двигательной системы;
      — ДЦП;
      — психоневрология;
      — реабилитация и образование воспитанников;
      — коррекция отклонений в развитии воспитанников средствами образования и трудовой подготовки, а также психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество;
      — прием воспитанников с 3-х лет.
      Ссылка на сайт

      Реабилитационно-образовательный центр № 76
      Территориально: станция метро Водный стадион
      Профиль:
      — патологии позвоночника;
      — наследственные системные заболевания скелета;
      — патологии верхних конечностей;
      — патологии нижних конечностей;
      — патологии суставов;
      — остеохондропатия;
      — последствия травм позвоночника и конечностей.
      Ссылка на сайт

      Реабилитационно-образовательный центр № 105
      Территориально: станция метро Текстильщики
      Профиль: задержка психического развития, умственная отсталость со сложными дефектами.
      Ссылка на сайт

      Троицкий реабилитационно-образовательный центр «Солнышко»
      Территориально: г. Троицк
      Профиль:
      — Комплексная реабилитация лиц с ограничениями жизнедеятельности в нестационарной форме в реабилитационно-образовательных центрах.
      — Комплексная реабилитация инвалидов (детей-инвалидов), предоставляемая мобильной службой реабилитации в реабилитационно-образовательных центрах.
      — Осуществление образовательной деятельности по адаптированным образовательным программам начального общего образования и основного общего образования.
      Ссылка на сайт


      Из 1 миллиона 200 тысяч инвалидов, проживающих в Москве, около 400 тысяч имеют медицинские показания для занятий физической культурой и спортом. Занимаются на регулярной основе пока около 30 тысяч человек. Региональная общественная организация инвалидов «Московская городская Федерация физической культуры, спорта и туризма лиц с поражением опорно-двигательного аппарата» проводит работу с инвалидами в городе Москве с 1995 года.

      За это время при поддержке Москомспорта проведены сотни спортивно-массовых мероприятий с категорией инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. В спортивных фестивалях и праздниках принимают участие инвалиды всех категорий и возрастов. В Фестивале «Воробьевы горы» ежегодно принимают участие около 900 спортсменов с ограниченными возможностями здоровья.

      Участие в спортивно-массовых мероприятиях способствует приобщению к регулярным занятиям физическими упражнениями и видами спорта, способствует физической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
      Президент Федерации инваспорта города Москвы Виноградов В.В.

Возможно вам будет интересно

X